1 1.Общие положения 1.1.Настоящее положение разработано для МКДОУ д./с "Теремок" в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МКДОУ д./с "Теремок" (далее - ДОУ). 1.2. Положение регламентирует индивидуальную форму самообразования педагогических работников, в частности, порядок работы над темой самообразования. 1.3. Индивидуальная форма самообразования педагогических работников – это профессионально значимая самостоятельная деятельность педагогических работников, способствующая повышению педагогическими работниками своего профессионального уровня. 1.4. Изменения и дополнения в настоящее дополнение вносится на педагогическом совете и утверждается директором ДОУ. 1.5. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Цель и задачи самообразования. 2.1. Самообразование педагогических работников направлено на: - Повышение квалификации педагогических работников; - Непрерывное направление педагогическими работниками своих компетенций, необходимых для реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. 2.2. Задачи: - Совершение теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса; - овладение новыми педагогическими технологиями, формами, средствами, методами обучения и воспитания воспитанников, обеспечивающих высокое качество образования; - Овладение достижениями педагогической, психологической и других специальных наук, передовой педагогической практики; - Развитие в Учреждении инновационных процессов. 3. Методы и источники самообразования. 3.1. Педагогические работники могут использовать следующие методы самообразования: - самостоятельное изучение научно – педагогической литературы и методических рекомендаций; - участие в различных формах методической работы на уровне учреждения и (или районном, муниципальном, региональном, федеральном уровнях); - изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе 2 дошкольного образования; - взаимопосещения различных мероприятий с последующим их анализом: - анализ своей работы и её результатов; - участие в работе научных лабораторий и прочее; - практическая апробация форм, средств, методов обучения и воспитания; - разработка программы, дидактического материала, методических пособий; - подготовка статей (рефератов, методических материалов, докладов). 3.2. Педагогические работники могут использовать различные источники самообразования, способствующие их личностному и профессиональному росту: - телевидение, газеты, журналы; - литература (методическая, научно – популярная, публицистическая, художественная и др.); - интернет, видео, аудио информация на различных носителях; - курсы повышения по обмену опытом (семинары, конференции, мастер классы и прочее); - театры, выставки, музеи; - путешествия. 4. Порядок работы над темой самообразования. Порядок над темой работы самообразования состоит из 4-х этапов. 4.1. Первый этап выбор темы и сроков работы (Приложение № 1 к Положению) Тема по самообразованию выбирается педагогическими работниками самостоятельно. Тема самообразования определяется исходя из: - единой методической темы Учреждения; - актуальности и важности темы, её научно теоретического и практического значения; - затруднений педагогических работников; - специфики индивидуальных интересов педагогических работников. Срок работы над темой определяется индивидуально. В зависимости от обширности выбранной темы период работы над темой самообразования может быть краткосрочным (1 год), среднесрочным(2-3 года), долгосрочным (от 3 до 5 лет). 4.2.Второй этап-составление индивидуального плана (Приложение № 2 к Положению) 4.3.Третий этап-отслеживание педагогическими работниками работы по теме (Приложение №3 к Положению) 4.4.Четвертый этап - результаты работы и формы его предоставления 3 (Приложение № 4 к Положению) В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагогические работники представляют наработанный материал. Формы предоставления нерабочего материала: - проведение открытого мероприятия (или серии мероприятий ) с последующим его (их) анализом и предоставлением конспекта (конспектов) в методический кабинет; - выступление (отчет) на заседании методического объединения, педагогического совета с последующим представлением письменного текста выступления (отчёта); - методические рекомендации; - публикации в средствах массовой информации; - творческий отчёт; - выставка педагогических достижений (научно – методические разработки, программы, методические пособия, дидактический материал и др.); 4.5. Документация педагогических работников по самообразованию: - индивидуальный план работы по теме самообразования. 5. Организация управления и контроля. 5.1.Прогресс самообразования педагогических работников инициируется и контролируется руководителями административных и методических структур учреждения (далее РАМС). 5.2. В начале учебного года педагогические работники представляют РАМС тему самообразования и индивидуальный план работы, которые вносятся на рассмотрение педагогического совета. 5.3. Ежегодно в (апреле – мае) педагогические работники предоставляют отчет о проделанной работе, по теме самообразования в избранной ими форме. 5.4.В конце учебного года РАМС подводят итоги работы по самообразованию педагогических работников на педагогическом совете. Наиболее значимый опыт работы педагогических работников может быть рекомендован к распространению на различных уровнях. 5.5. Наработанный педагогическими работниками материал предоставляется в методический кабинет и является доступным для ознакомления и использования любыми заинтересованными лицами. 5.6. Ежегодно РАМС проводится мониторинг деятельности педагогических работников по самообразованию: 4 год № ФИО Тема форма Должность работы п/п Педагога самообразования отчета по теме Результат (конкретные изменения в работе педагогического работника / динамика/) 6. Права, обязанности и ответственность педагогических работников. 6.1. Педагогический работник в рамках осуществления деятельности по теме самообразования имеет право: - на участие во всех мероприятиях, проводимых на различных уровнях системы дошкольного образования; - предоставлять РАМС предложения по совершенствованию деятельности педагогических работников по самообразованию; - запрашивать от РАМС сведения, необходимые для работников по самообразованию; на самостоятельное определение сроков и формы отчета по теме самообразования; - на смену темы, в том числе и срока, отводимого на её реализацию, но не более 1 раза; - на бесплатное пользование образцами, методичками и научными услугами Учреждения п.-8 ч.3 ст.47 Закона; - на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных учреждений (п.12 ч. 3ст.47 закона); - другими правами, установленными действующим законодательством. 6.2.Педагогические работники обязаны: - систематически повышать свой профессиональный уровень (п.7.ч.1 ст. 48) 6.3. Педагогические работники несут ответственность: - за неиспользование или ненадлежащие использование всех возложенных на педагогических работников задач, определяемых индивидуальным планом работы по теме самообразования; - за своевременное состояние и предоставление РАМС отчётов о работе по самообразованию. 5 Приложение №1 Индивидуальный план саморазвития Должность _______________________________________________________ ФИО ____________________________________________________________ Образование ( когда и какое учебное заведение окончил) _______________ Специальность по диплому _________________________________________ Когда обучался на курсах повышения квалификации_____________________ Тема Учреждения___________________________________________________ Индивидуальная тема________________________________________________ Когда начата работа над темой _______________________________________ Когда предполагается закончить работу над темой_______________________ Цель самообразования по теме________________________________________ Задачи самообразования _____________________________________________ Основные вопросы, намеченные для изучения __________________________ Этапы проработки материала_________________________________________ Какой предполагается результат ______________________________________ Форма предоставления результатов____________________________________ Приложение № 2 Примерный план работы над темой по самообразованию. Этапы Содержание работы Анализ затруднений. 1 Постановка проблемы. Диагностический Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. Сроки 1год работы над темой Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, 2. направленных на решение 2 год работы над темой Прогностический проблемы. Прогнозирование результатов. 3. Практический Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение 2 год, (3) 6 проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих промежуточных резервов. Корректировка работы. 4. Обобщающий Подведение итогов. Оформление результатов работы по 3 год (4, 5) теме самообразования. Предоставление материалов. Использование опыта самим В ходе дальнейшей Внедренческий педагогом в процессе дальнейшей педагогической работы. Распространение. деятельности Приложение № 3 Отслеживание педагогическим работником работы по теме Банк данных литературы по теме: «____________________________________________________» № п\п Название темы Автор Издательство Год выпуска Дата проведения Анализ Посещение методических мероприятий №п/п Мероприятие по теме Тема мероприятия Приложение № 4 План отчета по работе над темой самосознания за ____________ уч. год Должность _____________________________________________________ ФИО _________________________________________________________ Индивидуальная тема____________________________________________ Год работы над темой ____________________________________________ Деятельность по реализации темы ____________________________________ Научно – исследовательская работа по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно – методической и учебной литературы; участие 7 в педагогических советах, научно – методических объединениях, семинарах, ознакомление с опытом работы педагогов новаторов посещение открытых мероприятий коллег; практичная апробация форм, средств, методов обучения и воспитания; разработка программы дидактического материала, методических пособий, подготовка статьи в журнале, исследования других форм организации самообразования. Итоговый отчет по самообразованию, (по окончании работы над темой самообразования) Должность ______________________________________________________ ФИО ____________________________________________________________ Тема учреждения__________________________________________________ Индивидуальная тема______________________________________________ Срок и период работы над темой ____________________________________ Задачи самообразования___________________________________________ Используемые формы организации самообразования___________________ ( Курсовая подготовки в институте повышения квалификации; получения второго высшего образования или второй специальности; дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа по самообразованию. Изучена литература _____________________________________________ Посещено занятий _______________________________________________ Наработанный материал __________________________________________ Форма предоставления материалов__________________________________ 8