положение о самообразовании Теремок

1

1.Общие положения
1.1.Настоящее положение разработано для МКДОУ д./с "Теремок" в
соответствии с Законом Российской Федерации от 20.12.2012г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Уставом МКДОУ д./с "Теремок"
(далее - ДОУ).
1.2. Положение регламентирует индивидуальную форму самообразования
педагогических работников, в частности, порядок работы над темой
самообразования.
1.3. Индивидуальная форма самообразования педагогических работников –
это профессионально значимая самостоятельная деятельность
педагогических работников, способствующая повышению педагогическими
работниками своего профессионального уровня.
1.4. Изменения и дополнения в настоящее дополнение вносится на
педагогическом совете и утверждается директором ДОУ.
1.5. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до
принятия нового.
2. Цель и задачи самообразования.
2.1. Самообразование педагогических работников направлено на:
- Повышение квалификации педагогических работников;
- Непрерывное направление педагогическими работниками своих
компетенций, необходимых для реализации федеральных государственных
стандартов нового поколения.
2.2. Задачи:
- Совершение теоретических знаний, педагогического мастерства участников
образовательного процесса;
- овладение новыми педагогическими технологиями, формами, средствами,
методами обучения и воспитания воспитанников, обеспечивающих высокое
качество образования;
- Овладение достижениями педагогической, психологической и других
специальных наук, передовой педагогической практики;
- Развитие в Учреждении инновационных процессов.
3. Методы и источники самообразования.
3.1. Педагогические работники могут использовать следующие методы
самообразования:
- самостоятельное изучение научно – педагогической литературы и
методических рекомендаций;
- участие в различных формах методической работы на уровне учреждения
и (или районном, муниципальном, региональном, федеральном уровнях);
- изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе
2

дошкольного образования;
- взаимопосещения различных мероприятий с последующим их анализом:
- анализ своей работы и её результатов;
- участие в работе научных лабораторий и прочее;
- практическая апробация форм, средств, методов обучения и воспитания;
- разработка программы, дидактического материала, методических пособий;
- подготовка статей (рефератов, методических материалов, докладов).
3.2. Педагогические работники могут использовать различные источники
самообразования, способствующие их личностному и профессиональному
росту:
- телевидение, газеты, журналы;
- литература (методическая, научно – популярная, публицистическая,
художественная и др.);
- интернет, видео, аудио информация на различных носителях;
- курсы повышения по обмену опытом (семинары, конференции, мастер
классы и прочее);
- театры, выставки, музеи;
- путешествия.
4. Порядок работы над темой самообразования.
Порядок над темой работы самообразования состоит из 4-х этапов.
4.1. Первый этап выбор темы и сроков работы (Приложение № 1 к
Положению)
Тема по самообразованию выбирается педагогическими работниками
самостоятельно.
Тема самообразования определяется исходя из:
- единой методической темы Учреждения;
- актуальности и важности темы, её научно теоретического и практического
значения;
- затруднений педагогических работников;
- специфики индивидуальных интересов педагогических работников.
Срок работы над темой определяется индивидуально.
В зависимости от обширности выбранной темы период работы над темой
самообразования может быть краткосрочным (1 год), среднесрочным(2-3
года), долгосрочным (от 3 до 5 лет).
4.2.Второй этап-составление индивидуального плана
(Приложение № 2 к Положению)
4.3.Третий этап-отслеживание педагогическими работниками работы по теме
(Приложение №3 к Положению)
4.4.Четвертый этап - результаты работы и формы его предоставления
3

(Приложение № 4 к Положению)
В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению
педагогические работники представляют наработанный материал.
Формы предоставления нерабочего материала:
- проведение открытого мероприятия (или серии мероприятий ) с
последующим его (их) анализом и предоставлением конспекта (конспектов) в
методический кабинет;
- выступление (отчет) на заседании методического объединения,
педагогического совета с последующим представлением письменного текста
выступления (отчёта);
- методические рекомендации;
- публикации в средствах массовой информации;
- творческий отчёт;
- выставка педагогических достижений (научно – методические разработки,
программы, методические пособия, дидактический материал и др.);
4.5. Документация педагогических работников по самообразованию:
- индивидуальный план работы по теме самообразования.
5. Организация управления и контроля.
5.1.Прогресс самообразования педагогических работников инициируется и
контролируется руководителями административных и методических
структур учреждения (далее РАМС).
5.2. В начале учебного года педагогические работники представляют РАМС
тему самообразования и индивидуальный план работы, которые вносятся на
рассмотрение педагогического совета.
5.3. Ежегодно в (апреле – мае) педагогические работники предоставляют
отчет о проделанной работе, по теме самообразования в избранной ими
форме.
5.4.В конце учебного года РАМС подводят итоги работы по
самообразованию педагогических работников на педагогическом совете.
Наиболее значимый опыт работы педагогических работников может быть
рекомендован к распространению на различных уровнях.
5.5. Наработанный педагогическими работниками материал предоставляется
в методический кабинет и является доступным для ознакомления и
использования любыми заинтересованными лицами.
5.6. Ежегодно РАМС проводится мониторинг деятельности педагогических
работников по самообразованию:

4

год
№ ФИО
Тема
форма
Должность
работы
п/п Педагога
самообразования
отчета
по теме

Результат
(конкретные
изменения в
работе
педагогического
работника /
динамика/)

6. Права, обязанности и ответственность педагогических работников.
6.1. Педагогический работник в рамках осуществления деятельности по теме
самообразования имеет право:
- на участие во всех мероприятиях, проводимых на различных уровнях
системы дошкольного образования;
- предоставлять РАМС предложения по совершенствованию деятельности
педагогических работников по самообразованию;
- запрашивать от РАМС сведения, необходимые для работников по
самообразованию;
на самостоятельное определение сроков и формы отчета по теме
самообразования;
- на смену темы, в том числе и срока, отводимого на её реализацию, но не
более 1 раза;
- на бесплатное пользование образцами, методичками и научными услугами
Учреждения п.-8 ч.3 ст.47 Закона;
- на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных учреждений (п.12 ч. 3ст.47 закона);
- другими правами, установленными действующим законодательством.
6.2.Педагогические работники обязаны:
- систематически повышать свой профессиональный уровень (п.7.ч.1 ст. 48)
6.3. Педагогические работники несут ответственность:
- за неиспользование или ненадлежащие использование всех возложенных на
педагогических работников задач, определяемых индивидуальным планом
работы по теме самообразования;
- за своевременное состояние и предоставление РАМС отчётов о работе по
самообразованию.

5

Приложение №1
Индивидуальный план саморазвития
Должность _______________________________________________________
ФИО ____________________________________________________________
Образование ( когда и какое учебное заведение окончил) _______________
Специальность по диплому _________________________________________
Когда обучался на курсах повышения квалификации_____________________
Тема Учреждения___________________________________________________
Индивидуальная тема________________________________________________
Когда начата работа над темой _______________________________________
Когда предполагается закончить работу над темой_______________________
Цель самообразования по теме________________________________________
Задачи самообразования _____________________________________________
Основные вопросы, намеченные для изучения __________________________
Этапы проработки материала_________________________________________
Какой предполагается результат ______________________________________
Форма предоставления результатов____________________________________

Приложение № 2
Примерный план работы над темой по самообразованию.
Этапы

Содержание работы

Анализ затруднений.
1
Постановка проблемы.
Диагностический Изучение литературы по
проблеме, имеющегося опыта.

Сроки

1год работы над темой

Определение цели и задач работы
над темой. Разработка системы мер,
2.
направленных на решение
2 год работы над темой
Прогностический
проблемы. Прогнозирование
результатов.
3.
Практический

Внедрение ППО, системы мер,
направленных на решение

2 год, (3)
6

проблемы. Формирование
методического комплекса.
Отслеживание процесса,
текущих промежуточных резервов.
Корректировка работы.
4.
Обобщающий

Подведение итогов.
Оформление результатов работы по
3 год (4, 5)
теме самообразования.
Предоставление материалов.

Использование опыта самим
В ходе дальнейшей
Внедренческий педагогом в процессе дальнейшей педагогической
работы. Распространение.
деятельности

Приложение № 3
Отслеживание педагогическим работником работы по теме
Банк данных литературы по теме:
«____________________________________________________»
№ п\п

Название темы

Автор

Издательство

Год выпуска

Дата
проведения

Анализ

Посещение методических мероприятий
№п/п

Мероприятие по теме

Тема
мероприятия

Приложение № 4
План отчета по работе над темой самосознания
за ____________ уч. год
Должность _____________________________________________________
ФИО _________________________________________________________
Индивидуальная тема____________________________________________
Год работы над темой ____________________________________________
Деятельность по реализации темы ____________________________________
Научно – исследовательская работа по определенной проблеме; посещение
библиотек, изучение научно – методической и учебной литературы; участие
7

в педагогических советах, научно – методических объединениях, семинарах,
ознакомление с опытом работы педагогов новаторов посещение открытых
мероприятий коллег; практичная апробация форм, средств, методов обучения
и воспитания; разработка программы дидактического материала,
методических пособий, подготовка статьи в журнале, исследования других
форм организации самообразования.
Итоговый отчет по самообразованию, (по окончании работы над темой
самообразования)
Должность ______________________________________________________
ФИО ____________________________________________________________
Тема учреждения__________________________________________________
Индивидуальная тема______________________________________________
Срок и период работы над темой ____________________________________
Задачи самообразования___________________________________________
Используемые формы организации самообразования___________________
( Курсовая подготовки в институте повышения квалификации; получения
второго высшего образования или второй специальности; дистанционные
курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады,
конкурсы, индивидуальная работа по самообразованию.
Изучена литература _____________________________________________
Посещено занятий _______________________________________________
Наработанный материал __________________________________________
Форма предоставления материалов__________________________________

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».