10.03.2020
Адаптационные возможности детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Не важно, какой у человека диагноз. Важно
относится к нему с уважением,
и дать возможность достойно жить.
Мария Цыбульская.
С
приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется:
незнакомое помещение, строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования
к поведению, постоянный контакт со сверстниками. Все это обрушивается на
ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может
привести к невротическим реакциям: капризам, страхам, отказу от еды, частым
болезням, психической регрессии и т. п. С каждым годом в детский сад приходит
все больше детей с низким уровнем нервно-психического развития, что связано с
особенностями воспитания в семье и биологическими факторами (осложнения в
пре-, пере- и постнатальный периоды, болезни в младенчестве). Все больше детей
с отклонениями в поведении (гипервозбудимость, малоэмоциональность, неконтактность,
повышенная агрессивность, тревожность), психоматическими заболеваниями (энурез,
нервные тики) испытывают трудности при адаптации к детскому саду. Дети с ОВЗ часто
испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем
обычные дети. Только созданием
благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему
успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно.
Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что,
в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии. Начало
посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной
среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости
поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности
становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое
состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную
адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к невротическим реакциям.
В зависимости от длительности
адаптационного периода различают три степени
приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1—16 дней),
среднюю (16—32 дня) и тяжелую (32—64 дня).
Перечень
достаточно широкий, следовательно, и ответ на вопрос: «ОВЗ – что это такое?» -
требует достаточно детального изучения всех современных отклонений от нормы в
развитии ребенка. Особые малыши – кто они? Всё чаще педагоги дошкольных образовательных учреждений в своей практике
сталкиваются с детьми, которые в силу каких-то своих особенностей выделяются в
социуме сверстников. Как правило, такие ребята с трудом усваивают
образовательную программу, медленнее работают на занятиях. Не так давно в
педагогический словарь добавилось определение "дети с ограниченными
возможностями здоровья", но уже сегодня обучение и воспитание этих малышей
стало актуальной проблемой.
Специалисты,
занимающиеся изучением контингента детей в образовательных учреждениях,
утверждают, что практически в каждой группе детского сада есть дети с ОВЗ. Что это такое, становится
понятно после детального изучения особенностей современного ребёнка. В первую
очередь, это дети, имеющие физические или психические недостатки, которые
препятствуют успешному освоению ребёнком образовательной программы. Категория
таких ребят достаточно разнообразная: в неё входят дети с нарушениями речи,
слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными
нарушениями интеллекта и психических функций. Кроме того, к ним относятся
гиперактивные дети, дошкольники с выраженными эмоционально-волевыми
нарушениями, фобиями и проблемами с социальной адаптацией.
При
поступлении ребёнка с ОВЗ в дошкольное учреждение в первую очередь специалисты
обращают внимание на степень выраженности отклонений. Если патологии развития
выражены сильно, то помощь детям с ОВЗ становится приоритетной деятельностью
соответствующих специалистов детского сада. В первую очередь, педагог-психолог
планирует и проводит специальное изучение ребёнка, на основе результатов
которого разрабатывается индивидуальная карта развития. В основу изучения
малыша включаются такие направления, как индивидуальная беседа с родителями,
изучение медицинской карты, обследование психического и физического развития
ребёнка. К работе психолога подключаются специалисты определённого профиля, в
зависимости от характера патологии. Воспитателя группы, которую посещает малыш
с ограниченными возможностями здоровья, знакомят с полученными данными и
индивидуальным образовательным маршрутом особого воспитанника.
Адаптационный
период для ребёнка, не имеющего патологий в развитии, как правило, протекает с
осложнениями. Естественно, что дошкольники с ОВЗ привыкают к условиям детского
социума намного сложнее и проблематичнее. Эти малыши привыкли к ежеминутной
опеке родителей, постоянной помощи с их стороны. Установление социальных
контактов со сверстниками проходит затруднительно вследствие отсутствия опыта
полноценного общения с другими детьми.
Родители! Все начинается с них, с работы в воспитание самих
взрослых.
Итак, малыш пришел в детский сад. Это
большой стресс для ребенка, но это стресс и для его родителей. Между мамой и
малышом очень тесная связь, они представляют собой одно целое! На этом этапе очень
важно знать, а готова ли семья отпустить ребенка в его первое «самостоятельное
плавание», подготовили ли они малыша к самостоятельной жизни в детском саду?
Здесь
можно привести слова неизвестного автора:
...Все начинается с семьи...
Умение
прощать, любить и ненавидеть.
Уменье
сострадать и сложность жизни видеть...
Все
начинается с семьи.
И,
перенесши боль, печаль утрат,
Опять
вставать, идти и ошибаться,
И
так всю жизнь!
И
только не сдаваться.
Все
начинается с семьи.
Часто
случается, что для многих родителей поступление в детский сад — это испытание
на крепость: детские слезы, капризы, отказы идти в детский сад, бесконечные
болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес детского сада.
Как
помочь семье справиться с новой ситуацией? Взаимодействие психолога с
родителями начинается до поступления ребенка в детский сад, с информирования.
Собрать информацию и получить прогноз адаптации ребенка поможет
анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?» (Данилина Т.А.) С
помощью анкеты можно собрать очень много
информации о ребенке, о маме, о папе. Также предлагается написать
мини-сочинение «Мой ребенок какой он?» или выполнить рисунок «Я, мой ребенок и
детский сад». Проявить возможности родителей помогут:
- Беседы (индивидуальные и коллективные);
- Родительские собрания в форме тренинга, круглых столов
где родителям дается информация о этапах психологического развития ребенка организации
окружающего пространства в семье для развития ребенка с ОВЗ, закономерностях
аномального развития;
- Активное участие детей в конкурсах, праздниках,
развлечениях детей с ОВЗ совместно с другими детьми детского сада;
- Участие родителей детей с ОВЗ в праздниках,
развлечениях, индивидуальных и групповых занятиях вместе со своими детьми.
Здесь родители могут увидеть и другие семьи с детьми с ОВЗ, что
убеждает их на примере других в активной родительской позиции для успешного
развития из ребенка с ОВЗ, формирует адекватную самооценку, на занятиях
родители узнают новые и эффективными методы и формы общения со своими детьми.
Как
напутствие для родителей детей с ОВЗ хочется привести слова:
Чтобы меня понять,
Многое нужно знать,
Нужно меня любить,
Сердце свое подарить
Чтобы счастливым я рос
Нужно поменьше слез.
Нужно меня учить
Ползать, хватать, ходить.
Много хочу друзей,
Ясных безоблачных дней,
И чтобы все на Земле
Знали, что Я такой же
КАК ВСЕ!!!
Автор
неизвестен.
Эти
строки можно отнести не только к родителям, но и к воспитателям.
Очень
важная часть подготовки детей к детскому саду — работа воспитателей, которая осуществляется
совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом. Немаловажной составляющей в работе воспитателя является совместный осмотр и
подготовка групп, материально-технического оснащения, подбор мебели в
соответствии с возрастом детей и его особенностями. В группах оформляются веселые панно, игровые
зоны, семейные уголки (там располагаются вещи, любимые игрушки детей,
принесенные из дома, альбомы с семейными фотографиями), подготавливаются
наборы игрушек-забав, кукол би-ба-бо, места для игр с песком и водой, фонотека
со спокойной музыкой, детскими песенками. Некоторым мамам по просьбе педагога-психолога
и воспитателя записывают любимые колыбельные песенки детей с ОВЗ в собственном
исполнении. Воспитатели и педагог-психолог мастерят книжки с «сонными сказками»
Бориса Перли, иллюстрированные рисунками детей.
Во время участия
в занятиях формируется адекватная самооценка ребенка с ОВЗ, в групповых
занятиях ребенок учиться устанавливать и налаживать контакты с другими детьми
своего возраста, на индивидуальных занятиях ребенок с ОВЗ осваивает новые
знания, раскрывает свой потенциал, развивает свои творческие возможности.
Рассказывая
о том, что детки с ОВЗ отличаются, нельзя не сказать об эмоциональном общение с
ребенком, которое обязательно должно включить в себя контакт глаз,
прикосновение, улыбку, ласковую интонацию. Мир чувств и эмоций сложен и многообразен.
Богатство эмоциональных переживаний помогает ребенку с ОВЗ глубже понимать
происходящее. Дети с ОВЗ испытывают большие трудности при выражение и понимание
эмоции чем обычные дети. В период адаптации взрослые (родители и воспитатели)
стремятся к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как
взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования
чувств ребенка ОВЗ: радости, нежности, сочувствия, гнева страха и других переживаний. Проблема состоит
в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и
эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. Несмотря на внешнюю
бесчувственность, дети с ОВЗ испытывают такую бурю эмоций, как и дети ни имеющие
проблем в развитии. Эти дети склоны считать, что другие относятся к ним плохо,
гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность детей с
ОВЗ. Взрослым необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального
комфорта ребенка.
В заключение
хочется еще раз отметить, что длительность адаптационного периода зависит от
индивидуальных особенностей каждого ребенка. В самом начале пути родителям и
педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку. Общаться с таким ребенком
необходимо мягко и спокойно. Ребенок с ОВЗ восприимчив как к позитивным, так и
к негативным эмоциям.
В связи с
этим проблема адаптации стоит настолько остро, что необходимость создания
системы работы в этом направлении очевидна. Эта работа должна так организовать
жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти
безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались
положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со
сверстниками.
Речь идет
не только о мероприятиях, проводимых педагогами для детей и их родителей. Как
показывает опыт, заведующей, педагогу-психологу и старшему воспитателю нужно
контролировать готовность воспитателей к приему новых детей с ОВЗ. Лишь с
учетом этих требований привыкание детей к детскому саду пройдет максимально
легко.
И как
написал неизвестный автор:
Несправедлива жизнь, порой, бывает,
Как приговор — РЕБЁНОК-ИНВАЛИД.
В боль этих деток мало кто вникает,
Не слышат люди слёзных их молитв.
Так много говорим мы об аспектах,
Которые — моральными зовут,
Но помощь остаётся лишь в «конспектах»,
И детки эти сами «крест несут».
Как будто, ангелочки, только в сети
Попали… Ждут, чтоб кто-то им помог.
Но мир жестокий, даже не заметил…
Как жаль, что — это не сюжет кино.
О, общество! Они же — просто ДЕТИ,
Имеют и характер, и лицо…
Не только для здоровых солнце светит,
Свой первый лучик шлёт на их крыльцо.
Литература
1.
Грабенко Т.К. Зинкевич –Евстегнеева Т.Д. Коррекционные
развивающие и адаптирующие игры. / / Детство-пресс, 2004 г. С 3-11.
2. Данилина Т.А., Зедгенидзе
В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций.
//Аресс-пресс, 2004 г. С 1-18.
3. Кремлякова А.Ю.
Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. // Детство-пресс,
2013 г. С 5-23.
4. Лихачева Е. Н.
Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
// Детство- пресс 2013 г. С 5-18.
5. Лютова Е.К. Тренинг
эффективного взаимодействия с детьми. // Речь, 2003 г. С 54-66.
6. Марцинковской Т.Д.
Детская практическая психология. //Гардарики, 2004 г. С 6-8, 54-57, 137-142.
7.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. //Феникс 2003г.
С 348-354.