положение о наставничестве

1

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность по оказанию
помощи сотрудникам вновь трудоустроившихся в МКДОУ д/с «Теремок» (далее –
ДОУ), а также работникам, переведенных внутри ДОУ на другую должность в их
профессиональном становлении.
1.2. Наставничество — соглашение, по которому один участник становится
наставником другого. В зависимости от условий соглашения о наставничестве,
наставник может давать подопечному советы и рекомендации, следить за
соблюдением им правил и других норм и обычаев ДОУ, помогать в разрешении
конфликтов.
1.3. Период наставничества над новыми, молодыми сотрудниками, вновь
принятых на работу в ДОУ предусматривается в течение трёх месяцев. Для
работников, перемещенных внутри ДОУ из одного структурного подразделения в
другое период наставничества, предусматривается в течение одного месяца. Для
работников, назначенных на педагогическую деятельность, наставник
прикрепляется к специалисту на срок от шести месяцев до года.
2. ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

2.1. Основными задачами наставничества являются:
- ускорение процесса обучения основным навыкам профессии, развитие
способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на работника
задачи по занимаемой должности;
- понимание социальных и организационно-экономических условий труда,
приобщение к корпоративным ценностям ДОУ.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА

3.1. Наставники подбираются из наиболее подготовленных сотрудников,
обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих способность и
готовность делиться своим опытом, имеющие системное представление о работе
ДОУ, преданные его делу, поддерживающие его правила работы, обладающие
коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
3.2. Утверждение сотрудника (специалиста) в качестве наставника
осуществляется приказом заведующего ДОУ. Основанием для закрепления
наставника является представление непосредственного руководителя при
обоюдном согласии предполагаемого наставника и сотрудника, за которым он
будет закреплен (далее – подопечный).
3.3. Наставником и подопечным составляется индивидуальная программа
адаптационного периода, которая утверждается заведующим ДОУ.
Индивидуальная программа наставничества формируется из конкретных
мероприятий и включает освоение профессиональных навыков, формирование
профессионально необходимых качеств личности, а также усвоение роли и статуса
занимаемой должности (рабочего места) в общей организационной структуре
ДОУ, приспособление к ближайшему социальному окружению в коллективе, к
2

стилю работы руководителей и сотрудников, к особенностям межличностных
отношений, сложившихся в коллективе.
3.4. Показателями оценки эффективности работы наставника является
выполнение целей и задач новым сотрудником в период испытательного срока.
Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
3.5. Наставническая деятельность оценивается по ее завершении на
административной планерке ДОУ, оценка проводится методом 360 градусов, т.е.
сотрудник оценивается с разных уровней: заведующим ДОУ, наставником,
коллегами и самим подопечным.
3.6. Наставничество устанавливается для всех категорий работников ДОУ,
не имеющих трудового стажа деятельности в ДОУ; специалистов, имеющих стаж
педагогической деятельности не более 3 (трех) лет; воспитателей, нуждающихся в
дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной
деятельности в определенной группе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом заведующего ДОУ в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подопечного или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и подопечного.
3.8. По инициативе наставников может быть создан орган общественного
самоуправления - Совет наставников.
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА

4.1. Наставник имеет право:
- с согласия непосредственного руководителя подключать для
дополнительного обучения подопечного других сотрудников;
- требовать рабочие отчеты у подопечного, как в устной, так и в
письменной форме;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных со служебной,
общественной деятельностью подопечного, вносить предложения руководителю о
его поощрении, применении мер дисциплинарного воздействия, удовлетворении
разумных потребностей и запросов.
4.2. Наставник обязан:
- знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов,
определяющих права и подопечного сотрудника по занимаемой должности;
- разрабатывать и утверждать совместно с непосредственным
руководителем индивидуальный план обучения подопечного;
- всесторонне изучать деловые и нравственные качества подопечного, его
отношение к работе, коллективу, родителям, воспитанникам ДОУ, его увлечения,
наклонности, круг досугового общения;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями,
требованиями, предъявляемыми к работникам ДОУ, правилами внутреннего
трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

3

- Проводить необходимое обучение, оказывать подопечному
индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими
приемами, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества подопечного,
привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию
общекультурного и профессионального кругозора;
- периодически докладывать руководителю о процессе адаптации
подопечного, результатах его труда.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОДОПЕЧНОГО

5.1. Подопечный имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку
его работы, давать по ним объяснения;
- повышать квалификацию удобным для себя способом;
- требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за
исключением случаев, предусмотренных законом.
5.2. Подопечный обязан:
- изучать законы, нормативные документы, определяющие его служебную
деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности ДОУ и
функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться по своей работе перед наставником и
старшим воспитателем.
6. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ НАСТАВНИКА

6.1. Организация работы наставников, ответственность и контроль их
деятельности возлагается на заместителей заведующего и шеф-повара (далее –
непосредственный руководитель).
6.2. Непосредственный руководитель обязан:
- представить назначенного подопечного работникам ДОУ, объявить
приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы подопечного с
закрепленным за ним наставником;
- посетить ООД и совместную деятельность с детьми, проводимые
наставником и подопечным;
4

- организовать обучение наставников передовым формам и методам
индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии,
оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов
работы с подопечным;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации
наставничества в ДОУ;
- определить меры поощрения наставников.
- рассмотреть индивидуальный план работы наставника;
- провести инструктаж наставников и подопечных;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей
в соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
- заслушать и утвердить на заседании педагогического совета отчеты
подопечного и наставника.
7. СИСТЕМА МОТИВАЦИИ НАСТАВНИКА

За успешную работу наставник отмечается заведующим ДОУ по
действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.
8. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО

К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ заведующего ДОУ об организации наставничества;
- планы работы;
- протоколы заседаний педагогического совета, на которых
рассматривались вопросы наставничества;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения
работы по наставничеству;
- по окончании срока наставничества подопечный, в течение 10 дней
должен сдать непосредственному руководителю индивидуальную программу с
оценкой наставника проделанной работы.

5

ГОДОВОЙ ПЛАН
РАБОТЫ НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ ВОСПИТАТЕЛЕМ
«Согласовано»:
Зам.директора по ВМР
_____________ Акаева Э.А.
«___» ___20___г.
ПЛАН РАБОТЫ

наставника _________________
с молодым педагогом __________________
на 20___ – 20___ учебный год
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого
педагога
Задачи: оказание методической помощи молодому педагогу в повышении
уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
создание условий для формирования индивидуального стиля творческой
деятельности молодого педагога;
развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
• Изучение нормативно-правовой базы
• Организация учебно - воспитательного процесса в ДОУ
• Ведение документации дошкольного учреждения
• Формы и методы организации совместной деятельности воспитанников с
воспитателем
• Механизм использования дидактического, наглядного и других материалов
• Разработки календарного - тематического планирования
• Структура непосредственной образовательной деятельности, задачи и цели
• Использование здоровьесберегающих технологий как вовремя ООД, так и в
любом режимном моменте
• Общие вопросы методики организации работы с родителями
6

• Выбор методической темы для самообразования
• Подготовка к тестированию на соответствие занимаемой должности
Мероприятия
Сентябрь
1. Тематические консультации:
Изучение нормативно-правовой базы:
Федеральным законом «Об образовании».
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской
Федерации».
Конвенцией ООН о правах ребёнка.
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ.
Уставом МБДОУ
2. Оказание помощи по организации качественной работы с документацией.
Изучение программы учреждения сентябрь
Изучение задач и целей годового плана
Структура перспективного планирования
Структура календарного планирования
Структура комплексно - тематического планирования
3. Корректировка методической темы самообразования.
Выбор темы и направление работы октябрь
Подборка методической литературы в течении уч. года
Собеседование по изученной методической литературе
4. Инструктаж по организации работы с родителями и ведение документации.
5. Изучение психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного
возраста ноябрь
Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
7

Знакомство с новыми игровыми технологиями и способами их использования в
работе с детьми в течение учебного года
Посещение ООД коллег, с целью перенять передовой педагогический опыт
6. Организация подготовки детей к праздникам и педагогическая позиция при
проведении праздников в ДОУ декабрь
7. Интернет-общение молодого специалиста и наставника.
8. Тренинг январь-апрель
Организация и обеспечение режимных моментов во время пребывания ребенка в
ДОУ
Организация и проведение прогулки (все составляющие части)
Обеспечение совместной деятельности детей и педагога в свободное от ООД
время
Организация воспитателем самостоятельной игровой деятельности детей
9. Посещение наставником ООД с целью выявления профессиональных
затруднений в течение учебного года
10. Практикум по решению педагогических ситуаций. Имидж педагога.
Педагогическая этика, культура поведения в течение учебного года в работе с
воспитанниками
В работе с родителями
В работе с коллегами
11. Выявление профессиональных затруднений и совместное определение путей
их устранения в течении уч. года
12. Подготовка к организации летней – оздоровительной работы май
13. Общие положения портфолио педагога
Структура содержания и порядок ведения портфолио май

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».