1 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность по оказанию помощи сотрудникам вновь трудоустроившихся в МКДОУ д/с «Теремок» (далее – ДОУ), а также работникам, переведенных внутри ДОУ на другую должность в их профессиональном становлении. 1.2. Наставничество — соглашение, по которому один участник становится наставником другого. В зависимости от условий соглашения о наставничестве, наставник может давать подопечному советы и рекомендации, следить за соблюдением им правил и других норм и обычаев ДОУ, помогать в разрешении конфликтов. 1.3. Период наставничества над новыми, молодыми сотрудниками, вновь принятых на работу в ДОУ предусматривается в течение трёх месяцев. Для работников, перемещенных внутри ДОУ из одного структурного подразделения в другое период наставничества, предусматривается в течение одного месяца. Для работников, назначенных на педагогическую деятельность, наставник прикрепляется к специалисту на срок от шести месяцев до года. 2. ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА 2.1. Основными задачами наставничества являются: - ускорение процесса обучения основным навыкам профессии, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на работника задачи по занимаемой должности; - понимание социальных и организационно-экономических условий труда, приобщение к корпоративным ценностям ДОУ. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА 3.1. Наставники подбираются из наиболее подготовленных сотрудников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих способность и готовность делиться своим опытом, имеющие системное представление о работе ДОУ, преданные его делу, поддерживающие его правила работы, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью в общении. 3.2. Утверждение сотрудника (специалиста) в качестве наставника осуществляется приказом заведующего ДОУ. Основанием для закрепления наставника является представление непосредственного руководителя при обоюдном согласии предполагаемого наставника и сотрудника, за которым он будет закреплен (далее – подопечный). 3.3. Наставником и подопечным составляется индивидуальная программа адаптационного периода, которая утверждается заведующим ДОУ. Индивидуальная программа наставничества формируется из конкретных мероприятий и включает освоение профессиональных навыков, формирование профессионально необходимых качеств личности, а также усвоение роли и статуса занимаемой должности (рабочего места) в общей организационной структуре ДОУ, приспособление к ближайшему социальному окружению в коллективе, к 2 стилю работы руководителей и сотрудников, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. 3.4. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач новым сотрудником в период испытательного срока. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле. 3.5. Наставническая деятельность оценивается по ее завершении на административной планерке ДОУ, оценка проводится методом 360 градусов, т.е. сотрудник оценивается с разных уровней: заведующим ДОУ, наставником, коллегами и самим подопечным. 3.6. Наставничество устанавливается для всех категорий работников ДОУ, не имеющих трудового стажа деятельности в ДОУ; специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более 3 (трех) лет; воспитателей, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе (по определенной тематике). 3.7. Замена наставника производится приказом заведующего ДОУ в случаях: - увольнения наставника; - перевода на другую работу подопечного или наставника; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; - психологической несовместимости наставника и подопечного. 3.8. По инициативе наставников может быть создан орган общественного самоуправления - Совет наставников. 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА 4.1. Наставник имеет право: - с согласия непосредственного руководителя подключать для дополнительного обучения подопечного других сотрудников; - требовать рабочие отчеты у подопечного, как в устной, так и в письменной форме; - участвовать в обсуждении вопросов, связанных со служебной, общественной деятельностью подопечного, вносить предложения руководителю о его поощрении, применении мер дисциплинарного воздействия, удовлетворении разумных потребностей и запросов. 4.2. Наставник обязан: - знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и подопечного сотрудника по занимаемой должности; - разрабатывать и утверждать совместно с непосредственным руководителем индивидуальный план обучения подопечного; - всесторонне изучать деловые и нравственные качества подопечного, его отношение к работе, коллективу, родителям, воспитанникам ДОУ, его увлечения, наклонности, круг досугового общения; - вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к работникам ДОУ, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); 3 - Проводить необходимое обучение, оказывать подопечному индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; - личным примером развивать положительные качества подопечного, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; - периодически докладывать руководителю о процессе адаптации подопечного, результатах его труда. 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОДОПЕЧНОГО 5.1. Подопечный имеет право: - вносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; - защищать профессиональную честь и достоинство; - знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; - повышать квалификацию удобным для себя способом; - требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. 5.2. Подопечный обязан: - изучать законы, нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности; - выполнять план профессионального становления в установленные сроки; - постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; - совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; - периодически отчитываться по своей работе перед наставником и старшим воспитателем. 6. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ НАСТАВНИКА 6.1. Организация работы наставников, ответственность и контроль их деятельности возлагается на заместителей заведующего и шеф-повара (далее – непосредственный руководитель). 6.2. Непосредственный руководитель обязан: - представить назначенного подопечного работникам ДОУ, объявить приказ о закреплении за ним наставника; - создать необходимые условия для совместной работы подопечного с закрепленным за ним наставником; - посетить ООД и совместную деятельность с детьми, проводимые наставником и подопечным; 4 - организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с подопечным; - изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в ДОУ; - определить меры поощрения наставников. - рассмотреть индивидуальный план работы наставника; - провести инструктаж наставников и подопечных; - обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; - осуществлять систематический контроль работы наставника; - заслушать и утвердить на заседании педагогического совета отчеты подопечного и наставника. 7. СИСТЕМА МОТИВАЦИИ НАСТАВНИКА За успешную работу наставник отмечается заведующим ДОУ по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям. 8. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - настоящее Положение; - приказ заведующего ДОУ об организации наставничества; - планы работы; - протоколы заседаний педагогического совета, на которых рассматривались вопросы наставничества; - методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству; - по окончании срока наставничества подопечный, в течение 10 дней должен сдать непосредственному руководителю индивидуальную программу с оценкой наставника проделанной работы. 5 ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ ВОСПИТАТЕЛЕМ «Согласовано»: Зам.директора по ВМР _____________ Акаева Э.А. «___» ___20___г. ПЛАН РАБОТЫ наставника _________________ с молодым педагогом __________________ на 20___ – 20___ учебный год Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога Задачи: оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности; создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога; развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании. • Изучение нормативно-правовой базы • Организация учебно - воспитательного процесса в ДОУ • Ведение документации дошкольного учреждения • Формы и методы организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем • Механизм использования дидактического, наглядного и других материалов • Разработки календарного - тематического планирования • Структура непосредственной образовательной деятельности, задачи и цели • Использование здоровьесберегающих технологий как вовремя ООД, так и в любом режимном моменте • Общие вопросы методики организации работы с родителями 6 • Выбор методической темы для самообразования • Подготовка к тестированию на соответствие занимаемой должности Мероприятия Сентябрь 1. Тематические консультации: Изучение нормативно-правовой базы: Федеральным законом «Об образовании». Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации». Конвенцией ООН о правах ребёнка. Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ. Уставом МБДОУ 2. Оказание помощи по организации качественной работы с документацией. Изучение программы учреждения сентябрь Изучение задач и целей годового плана Структура перспективного планирования Структура календарного планирования Структура комплексно - тематического планирования 3. Корректировка методической темы самообразования. Выбор темы и направление работы октябрь Подборка методической литературы в течении уч. года Собеседование по изученной методической литературе 4. Инструктаж по организации работы с родителями и ведение документации. 5. Изучение психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста ноябрь Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОУ 7 Знакомство с новыми игровыми технологиями и способами их использования в работе с детьми в течение учебного года Посещение ООД коллег, с целью перенять передовой педагогический опыт 6. Организация подготовки детей к праздникам и педагогическая позиция при проведении праздников в ДОУ декабрь 7. Интернет-общение молодого специалиста и наставника. 8. Тренинг январь-апрель Организация и обеспечение режимных моментов во время пребывания ребенка в ДОУ Организация и проведение прогулки (все составляющие части) Обеспечение совместной деятельности детей и педагога в свободное от ООД время Организация воспитателем самостоятельной игровой деятельности детей 9. Посещение наставником ООД с целью выявления профессиональных затруднений в течение учебного года 10. Практикум по решению педагогических ситуаций. Имидж педагога. Педагогическая этика, культура поведения в течение учебного года в работе с воспитанниками В работе с родителями В работе с коллегами 11. Выявление профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения в течении уч. года 12. Подготовка к организации летней – оздоровительной работы май 13. Общие положения портфолио педагога Структура содержания и порядок ведения портфолио май 8