1 Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для МКДОУ д/с «Теремок" и основано на нормативно-правовых документах: · Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ · «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН). · Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). · Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 января 1999г № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» Письмо «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста от 27.01.2009. № 03-132» Мониторинг в образовании - система сбора, обработки, хранения, распространения информации о ДОУ как образовательной системе, ориентированная на информационное обеспечение управления детским садом, оценку его состояния как субъекта системы образования и прогноз его развития. Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения. 2 Задачи мониторинга: 1) изучение динамики формирования у детей интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате освоения комплекса образовательных областей и в целом основной общеобразовательной программы дошкольного образования к 8 годам. 2) своевременное исправление выявленных недостатков в усвоении знаний и умений, навыков детей и в развитии детей в целом. 3) коррекция образовательной и оздоровительной деятельности, условий среды дошкольного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей. 2.Форма, процедура, периодичность проведения мониторинга. 2.1. Мониторинговая процедура проводится всеми специалистами ДОУ, работающими с ребенком. В совокупности использование разнообразных методик, изучение одного и того же содержания развития ребенка с разных профессиональных позиций и с помощью разных методических средств позволяет составить комплексное объективное представление о сформированности интегративных качеств, которые и являются критериями качества реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2.2. Мониторинг включает в себя: Ø Мониторинг образовательного процесса; Ø Мониторинг детского развития. 2.3. Мониторинг носит индивидуальный характер и проводится 2 раза в год. Возможен дополнительный анализ особенностей того или иного ребенка. Сроки и график проведения мониторинга объявляются в приказе заведующей ДОУ. 2.4. Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) 2.4.1. Все характеристики детского развития объединены в девять разделов: · Физическое развитие · Любознательность, активность · Эмоциональность, отзывчивость · Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми · Способность управлять своим поведением и планировать действия · Способность решать интеллектуальные и личностные задачи · Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе · Овладение предпосылками учебной деятельности. 3 В процессе мониторинга оцениваются все показатели развития по каждому интегративному качеству. Каждый показатель оценивается в баллах: от 1 до 3. Мониторинг детского развития проводит педагог-психолог. В ходе мониторинга детского развития заполняется таблица 1. Таблица 1. Мониторинг детского развития Группа детского сада Дата проведения мониторинга Уровень развития интегративных качеств Овладен Имя, ие Способ фам средства ность илия ми управл Способно ребе общения ять сть Физич Эмоциона нка Любознате и своим решать еское льность, льность, способа поведе интеллект развит отзывчиво активность ми нием и уальные и ие сть взаимоде планир личностн йствия овать ые задачи со действ взрослы ия ми Предста вление о Овладен себе, ие семье, Итог предпос обществ овый ылками е, резул учебной государ ьтат деятельн стве, ости мире и природе 2.6. Мониторинг образовательного процесса проводится педагогами, ведущими ОД с дошкольниками. В ходе мониторинга заполняется таблица 2. 4 Таблица 2 Мониторинг образовательного процесса Группа детского сада Дата проведения мониторинга Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям Имя, фамилия ребенка СоциальноХудожественноФизическое Познавательное Речевое Итоговый коммуникативное эстетической развитие развитие развитие результат развитие развитие Оценка уровня развития: 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты; 2 балла – соответствует возрасту; 3 балла – высокий. 2.7. Периодичность и продолжительность промежуточного и итогового мониторинга. Промежуточный: Во всех возрастных группах в начале года и конце года отводится время для мониторинга: одна - две недели в сентябре (с 01 по 15 число) и две недели в мае (с 15 по 30 число) Итоговый: В подготовительной группе - не менее двух недель, так как добавляется диагностика готовности к школе. В группе раннего возраста диагностика проводится 1 раз в год (май месяц). Сроки и график проведения мониторинга объявляются в приказе заведующей 5 ДОУ. 3. Объект мониторинга: 1) Оценка знаний, умений по образовательным областям образовательной программы ДОУ. 2) Оценка интегративных качеств личности ребёнка как планируемых промежуточных результатов освоения основной общеобразовательной программы. - Оценка интегративных качеств личности выпускника ДОУ как планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения (с 3 до 6 лет). Программы по всем направлениям развития детей. Итоговые только в подготовительной группе, составляется портрет выпускника. 4.Участники (субъекты) мониторинга: 4.1. Участниками мониторинга являются: воспитатели, специалисты, старший воспитатель, руководитель ДОУ. Руководитель ДОУ осуществляет контроль, за проведением мониторинга. 4.2. По приказу руководителя в ДОУ создается группа по проведению мониторинга, в которую входят воспитатели, специалисты (педагог психолог, музыкальный руководитель, старшая медсестра), старший воспитатель, руководитель ДОУ. Участники Задачи Воспитатели Непосредственно проводит мониторинг, делает обработку, анализ, выводы по группе и подбирает способы, методы коррекции, т.д. Специалисты Непосредственно проводит мониторинг, делает обработку, анализ, выводы по группе и подбирает способы, методы коррекции, т.д. по своим направлениям. Воспитатель и специалисты Составляют образовательный маршрут Старший воспитатель Анализ, оценка, выводы, контроль – в целом по ДОУ. Аналитическая справка. Постановка новых задач. 6 Заведующая Контроль в целом. Издание приказа по ДОУ о проведении мониторинга, с указанием ответственных и сроков проведения. 5. Методы мониторинга. 5.1.В системе мониторинга сочетаются низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованные (тесты, задания и др.), диагностические методы, анализ результатов продуктивной детской деятельности № Методы мониторинга Ответственный Сроки Проведения Образовательная область «Физическое развитие » 1. Наблюдение за деятельностью детей 2. Тесты 3. Игровые тестовые задания Воспитатель Медсестра воспитатель по физкультуре Начало уч. года – конец уч. Года Образовательная область ОО «Социально-коммуникативное развитие» 1. Наблюдение за деятельностью детей 2. Индивидуальная беседа 3. Выполнение заданий педагога Воспитатель Начало уч. года – конец уч. Года Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Индивидуальная беседа 2. Наблюдение за деятельностью детей 3. Дидактические упражнения с предметами разными по цвету, размеру и форме 4. Игровые тестовые задания 5. Анализ продуктов детской деятельности Воспитатель Начало уч. года – конец уч. Года 7 Образовательная область «Речевое развитие» 1. Наблюдение за деятельностью детей 2. Дидактические упражнения 3. Индивидуальная беседа 2. Наблюдения за детьми во время чтения педагогом сказок, стихов и т.д. Воспитатель Начало уч. года – конец уч. Года Образовательная область «Художественно-эстетическое» 1. Наблюдение за деятельностью детей 2. Анализ продуктов детской деятельности 3. Индивидуальная беседа Воспитатель, музыкальный руководитель Начало уч. года – конец уч. Года 5.2. Контрольно-измерительные материалы к мониторингу: 1. Набор диагностических методик по образовательным областям и по интегративным качествам с объяснением системы балльной оценки. (Приложение 1). 2. Итоговые (сводные) таблицы для заполнения воспитателем группы, позволяющие увидеть сравнительные результаты каждого ребёнка и уровень освоения образовательной программы в целом по группе. 3. Мониторинг готовности к школьному обучению воспитанников в подготовительной к школе группе. 6. ОФОРМЛЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА 6.1. По окончании мониторинга педагогами составляются аналитические справки. Аналитическая справка о результатах должна отражать: для воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию , музыкальных руководителей, педагога по изо: динамику достижения стабильных положительных (промежуточных и итоговых результатов формирования интегративных качеств воспитанников в каждой возрастной период; для учителей- логопедов наличие стабильных результатов и положительную динамику коррекции развития воспитанников с нарушением речи; для педагогов –психологов: наличие положительных результатов в коррекции 8 развития, адаптации воспитанников. По ДОУ в целом - старший воспитатель. 7. Оформления и хранения результатов мониторинга. 7.1. Материалы мониторинга оформляются воспитателями и др. специалистами на бумажном носителе в формах (Таблица 1 и 2) данного Положения. Материалы мониторинга хранятся в ДОУ не менее 5 лет (и с учетом длительности пребывания воспитанников в данном учреждении) Полученная в ходе информация (по каждому воспитаннику ДОУ) должна быть доступна для работы педагогов, родителей ДОУ, экспертов и др. Результаты мониторинга могут быть оформлены также в электронных носителях, в том числе в таблицах (Microsoft Office Excel). 8. Условия обеспечения мониторинга результатов освоения программы. 1) нормативно-правовая база: наличие пакетов документов в области государственной образовательной политики и соответствующие локальные документы ДОУ; номенклатура дел; 2) планирование: образовательная программа ДОУ , годовой план, календарные планы воспитателей, планы специалистов, планы взаимодействия с социумом, программы дополнительного образованиия; 3) развивающая и безопасная среда в ДОУ, отвечающая ФГОС ДО и обеспечивающая сохранение здоровья детей; здоровьесбережение в ДОУ; 4) кадровые условия: образование, категорийность педагогов и непрерывность профессионального развития педагогов; 5) методические условия: наличие ОП ДО и полного программнометодического обеспечения к ней; 6) материально-технические условия: информационная среда (наличие в ДОУ выхода в Интернет, электронная почта, собственный сайт, отвечающий требованиям). 9. Программа мониторинга в МКДОУ д./с "Теремок" № Этапы 1 Содержание мониторинговой деятельности Анализ условий реализации основной Подготовительный общеобразовательной программы, анализ требований к мониторингу образовательной деятельности, изложенных в ФГОС ДО, выбор средств и подходов к 9 проведению мониторинга, установление сроков, формирование экспертных групп. 2 Проведение организационных совещаний, распределение обязанностей между Организационный специалистами, консультации по ознакомлению с содержанием технологического пакета 3 Наблюдение, беседы с детьми, выполнение диагностических заданий, и сопоставление результатов с примерными типологическими характеристиками Диагностический воспитанников, определение состава дифференцированных подгрупп с низким, средним, и высоким уровнями освоения образовательных областей. 4 5 Аналитический Систематизация, математическая обработка, анализ полученной информации, сопоставление результатов, формулировка выводов. Написание аналитической справки по группам. Итоговый Составление образовательных маршрутов (воспитатель и специалисты), выработка предложений и рекомендаций для принятия управленческого решения, определение сроков выполнения рекомендаций. 10