1 «Утверждаю» Директор МКДОУ «Теремок» Протокол № ___от «___»_____ с. Тотурбийкала Хасавюртовского р. ____________________ А..М..Акаева Приказ № __ от «___»_______2022г. Рассмотрено на заседании общего собрания трудового коллектива Протокол № __ от «____» _____ 2022г. «Согласовано» Начальник УО __________________ К.А.Кабардиев ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Теремок» с. Тотурбийкала Хасавюртовского района 2 Введение «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» Л.С. Выготский Программа развития является организационной основой деятельности МКДОУ, определяет цели, задачи, направления и предполагаемые результаты развития учреждения, это система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, предполагающая активность всех участников педагогического руководителя учреждения, процесса родителей (воспитанников, (законных педагогов, представителей), направленная на повышение качества воспитания и обучения в МКДОУ. Система дошкольного образования является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в МКДОУ. Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками МКДОУ стоит непрерывная задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение должно постоянно доказывать свою привлекательность, неповторимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Предпосылками к созданию Программы развития Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Теремок» с.Тотурбийкала (далее – программа МКДОУ) послужили изменения в образовательной политике государства, модернизация системы образования, внедрение ФГОС дошкольного образования, целевые 3 установки, обозначенные в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», акцентирующие внимание на поддержку семьи и детства, в том числе и на поддержку и развитие сети детских дошкольных учреждений, расширение спектра образовательных услуг, включение в педагогический процесс новых форм дошкольного образования. Современное дошкольное образовательное учреждение должно не только соответствовать постоянно изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и взаимодействовать с ней, привлекая к мероприятиям МКДОУ широкие слои заинтересованного населения. Разработка нового содержания программы развития МКДОУ потребовала по-новому подойти к его отбору с учётом экологических, экономических, социальных, культурно-ценностных особенностей района, в котором живут дети дошкольного возраста. Все эти изменения ставят перед необходимостью пересмотра содержания работы, способов обучения, поиска новых путей и условий деятельности учреждения. Программа развития регламентирующим является процесс перевода нормативным МКДОУ документом, из состояния функционирования в состояние развития. 1.Паспорт Программы развития Наименование Программы Программа развития муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Теремок» с. Тотурбийкала, Хасавюртовского района (далее Программа). Разработчик Программы Директор МКДОУ – А.М.Акаева Исполнители Программы 4 Администрация и педагогический коллектив МКДОУ, родительская общественность. Основания для разработки программы Программа разработана в соответствии с: -Конституцией Российской Федерации -Конвенцией о правах ребёнка -Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». -Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС) (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155) -Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Распоряжением Правительства от 15.05.2013г. №792-р. -СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26). -Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» -Уставом МКДОУ 2.Цель и задачи Программы Цель: Переход к новому качеству образования и воспитания детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования Задачи: - Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образования и здоровьесбережения детей. 5 - Организация деятельности по формированию ключевых компетенций дошкольников в условиях интеграции усилий семьи и детского сада в соответствии с ФГОС. - Совершенствование и обновление системы взаимодействия с семьями воспитанников; - Внедрение информационных управленческий процесс. технологий в образовательный и - Формирование гражданской позиции всех субъектов образовательного процесса. - Приведение в соответствие с требованиями ФГОС развивающей предметнопространственной среды и материально-технической базы учреждения. Принципы реализации программы Реализация программы строится на следующих принципах: - программно – целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы; - вариативности, предполагающей осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития ДОУ, включение в решение программы развития всех субъектов образовательного пространства; - поддержание устойчивого, доброжелательного и морально- психологического климата в детском саду; - повышение профессионального мастерства каждого члена коллектива: через обучение на курсах повышения квалификации, семинарах – практикумах и методических объединениях; - самоуправление, предполагающие совместное участие администрации и родительской общественности в организации образовательной деятельности, определение оптимального режима жизни, питания детей и оздоровительной работы. 6 Приоритетные направления Программы Управление качеством дошкольного образования Программно-методическое обеспечение Информатизация образования Здоровьесберегающие технологии Безопасность образовательного процесса Кадровая политика Ожидаемые результаты Для детского сада – создание развивающей предметно-пространственной среды и методической базы МКДОУ, обеспечивающей выполнение требований ФГОС ДО; для детей – получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка; для педагогического коллектива – увеличение интереса к профессии и развитие профессиональной компетентности; повышение профессионального уровня педкадров; для семьи – сохранение здоровья ребенка и успешность ребенка при поступлении в школу; для социума – реализация системы социального партнерства. Срок действия Программы Реализация программы осуществляется в период с сентября 2016г. по август 2020г. Этапы реализации Программы 7 I этап (подготовительный) 2016г.- 2017г. Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы Задачи этапа: - диагностика имеющихся ресурсов, поиск условий для реализации и начало выполнения Программы - выявление перспективных направлений развития ДОУ и моделирование его нового качественного состояния в условиях модернизации образования - создание условий для осуществления качественного образовательного процесса в рамках ФГОС II этап (реализация) 2017г.- 2019г. Цель: создание оптимальных условий для внедрения ФГОС в образовательный процесс МБДОУ. Задачи этапа: - апробация новшеств и преобразований – внедрение их в текущую работу детского сада, - переход к устойчивой реализации модели учреждения, обеспечивающего современное качество формирования ключевых компетенций дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и использование ИКТ; расширение услуг по внедрению здоровьесберегающих технологий, дополнительных образовательных услуг; - реализация мероприятий Программы, корректировка мероприятий по реализации Программы в соответствии с результатами мониторинга; III этап (обобщающий) 2019г.-2020г. Цель: анализ полученных результатов. Задачи этапа: - анализ эффективности механизмов реализации ФГОС - анализ результатов реализации программы 8 - подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным направлениям реализации Программы - представление аналитических материалов на педсовете, общем родительском собрании, размещение на сайте учреждения Источники финансирования Программы - Бюджетные средства - Внебюджетные средства 3. Информационная справка об учреждении МКДОУ детский сад «Теремок» с.Тотурбийкала функционирует с февраля 2016г. и расположен в 2-х этажном реконструированном здании бывшего детского сада. Проектная мощность составляет 150 детей. По списку – 202 ребенка. Детский сад включает 6 возрастных групп: (2 мл.гр. – 2, средняя гр. – 1, старшая гр. – 1, подготовительная к школе гр. – 2), в которых работает 14 педагогов. МКДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов: - Устава, утверждённого приказом начальника Управления образования от 15.12.2015г., № 17. - Лицензии на право осуществления образовательной деятельности №8455 от 19 января 2016г. В настоящее время МКДОУ «Детский сад «Теремок» представляет собой образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу на основе требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155. Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного 9 образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В здании детского сада не предусмотрены помещения музыкального и физкультурного залов. Занятия проходят в групповых помещениях, где есть спальни. Дошкольное учреждение укомплектовано педагогическими штатами. В штатном расписании предусмотрены ставки руководителя, его заместителя, страшего воспитателя, муз.руководителя (2) инструктора по физической культуре, педагога-психолога. Коллектив педагогов новый, не опытный. Ни один еще не прошел обучение по ФГОС ДО. Поэтому предстоит большая работа по подготовке педагогов к работе в новых условиях и их самообразованию. В дошкольном образовательном учреждении есть все условия, необходимые для совместного труда, налажена трудовая дисциплина. Групповые комнаты укомплектованы мебелью. В группах имеется раздаточный, дидактический материал, частично имеется методическая литература, наглядные материалы. Предметно-развивающая среда не в полной мере соответствует требованиям ФГОС, игровое и учебное оборудование в недостаточном количестве, нуждается в обновлении и пополнении по всем разделам программы. МКДОУ разработанной работает на по основной основе требований образовательной Федерального программе, государственного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, 10 Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Приоритетным направлением работы дошкольного образовательного учреждения является всестороннее развитие дошкольников. В учреждении соблюдены гигиенические требования к организации образовательного процесса (требования к максимальной нагрузке с учетом состояния здоровья воспитанников) и создан психологически комфортный микроклимат. Организация учебного процесса, в том числе планирование недельной учебной нагрузки, осуществляется в соответствии с СанПиНом 2.4.1. 304913. Максимально допустимый объем недельной учебной нагрузки на воспитанника ДОУ соответствует требованиям СанПиН. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей группе 45 минут соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности не менее 10 минут. Работа ведется по следующим направлениям: 11 - формирование профессиональной компетентности педагогов в области освоения новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования; - обогащение предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО; - сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о здоровом образе жизни, внедрения в образовательный процесс инновационных технологий оздоровления; - создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса; - практическая реализация последовательности в обучении детей при переходе из детского сада в школу; - работа с родителями с целью привлечения их в образовательный процесс воспитания и развития ребенка в МКДОУ и семье. Испытываются некоторые трудности в реализации программных задач раздела «Речевое развитие». Проблема развития речи дошкольников остается одной из основных проблем современной дошкольной педагогики. Все чаще в детский сад приходят дети с различными видами речевых нарушений. Если не обращать внимания, и не корректировать эту проблему, то в дальнейшем ребенку будет трудно реализоваться в социальном мире: в школе, во взрослой жизни, так как формирование коммуникативных навыков невозможно без хорошо усвоенных норм речи. Поэтому коллективу необходимо уделить особое внимание проблеме развития речи. Необходимо качественно проводить работу по развитию речи за счет использования разнообразных методов и приемов, развивающих игр, иллюстраций, 12 целенаправленно формировать интерес и потребность детей к художественной литературе, приобщать к словесному искусству, к развитию литературной речи. Есть проблемы и с изучением детьми русского языка. Перспективно-календарные планы воспитателей необходимо скоординировать с учетом места, времени проведения занятий и режимных моментов. Педагоги стараются создать необходимые условия для физического развития детей. Следует обратить внимание на развитие экспериментально-поисковой и строительно-конструктивной деятельности, в которой ребенок может ярко проявить себя, выразить свое истинное отношение к тем или иным явлениям. Больше внимания уделить творческому подходу педагогов к планированию и проведению непосредственной образовательной деятельности с детьми, их творческому слиянию с игрой, проводимых занятий в группах, на прогулках, где достигаются поставленные цели. Вместе с тем, следует отметить, что потенциал участников образовательного процесса (детей и педагогов) позволит получать высокие результаты усвоения программы. В детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх. Воспитатели развивают умение детей широко использовать игровую роль для развертывания разнообразных сюжетов, творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет, поощряют детскую инициативу в использовании нормативных способов разрешения конфликтов, воспитывают честность, доброту, дружеские взаимоотношения, уважение к коллективу, чувство товарищества. Дети вместе с воспитателями осваивают множество социальных ролей, значимых для успешной адаптации в обществе, приобщаются к ценностям, традициям нашего общества, учатся быть одним из многих – частью целого, через игровое сообщество (сюжетно ролевые, строительные, театрализованные, 13 игры-драматизации). На основе анализа результатов были сделаны выводы о необходимости: создания условий организации предметно-развивающей среды (подбор игрушек по возрасту, интересам, по полу ребенка, для развития разнообразных сюжетов); изготовления дополнительных атрибутов для сюжетно-ролевых игр; пересмотр планирования воспитательно-образовательной работы с ориентацией на комплексно-тематическое планирование. Развивающая среда в группах организована в соответствии с имевшимися финансовыми возможностями МКДОУ, соответствует возрасту, безопасна, позволяет ребенку проявить инициативу, активность. Педагоги разумно и рационально использовали все пространства групповой комнаты, помещения для раздевания. Каждый ребенок может найти занятие в соответствии со своими интересами. Детям предоставлено право преобразовывать среду с учётом своих потребностей и интересов. В группах созданы уголки ряженья, уголки для сюжетных и дидактических игр, книжные, изобразительные и музыкальные уголки, уголки символики и др. Для развития детской компетентности активно используются уголки природы, позволяющие формировать биологические представления о жизни растений и животных, развивать практические умения и навыки по уходу за животными и растениями. Но в тоже время предметно-развивающая среда недостаточно оснащена: требуется дополнения регионального аспекта. Выявлены следующие противоречия, на разрешение которых направлена Программа развития учреждения. Это противоречия между: 14 – стандартной групповой системой обучения детей и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым ребенком; – ориентацией организации и содержания обучения и воспитания на воспроизведение готовых знаний, умений и навыков и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений; – высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях. Предполагаемая модель развития учреждения не является идеальной, ее надо совершенствовать и уточнять. Кроме того, судьба программы, степень ее реализации в немалой степени будут определяться субъективными условиями, которые в ближайшее время сложатся вокруг системы образования, а именно в вопросах управления и финансирования. К возможным рискам реализации программы развития можно отнести человеческий ресурс. Педагоги, имеющие большой опыт работы, часто не воспринимают нововведения. Чтобы минимизировать фактор риска, необходимо использовать современные интерактивные методы обучения педагогов (мозговой штурм, проект, деловая игра, практикум, тренинг и др.). Из вышеизложенного анализа работы следует, что система работы детского сада «Теремок» требует создания такого проекта, где должны быть предусмотрены все внутренние преобразования, способствующие развитию и воспитанию детей в рамках государственного стандарта. Для этого необходимо иметь высококвалифицированный коллектив педагогов и специалистов, реализующих комплексную программу. В то же время, у родителей должны быть сформированы потребность и готовность к конструктивному сотрудничеству с детским садом, желание участвовать в организации образовательного процесса. В МБДОУ должна быть создана материально-техническая база, соответствующая современным требованиям. 15 Предметно-развивающая среда должна способствовать индивидуальному подходу к развитию ребенка. 4. Концептуальные основания программы развития Основные положения концепции В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе лично-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства, нацеливает работников дошкольных образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению. В этой связи перед работниками детского сада встала задача создания единой системы образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребёнка. В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребёнка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, получение ребёнком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания. Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность 16 сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребёнком. Модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой: 1. Право каждого ребёнка, как на полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными особенностями. 2. Признание самоценности периода детства каждого ребёнка, его уникальности и неповторимости. 3. Деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация различных по содержанию современных комплексных и парциальных программ и технологий, их адаптация к работе МКДОУ). В основе концепции развития МКДОУ лежит возможность: комплексного подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной работе; интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем развития для достижения максимального качества образовательного процесса; создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребёнком были бы взаимосвязаны. Личностные «компоненты» нашей образовательной системы – дети, родители и воспитатели. Ребёнок в нашей системе рассматривается как активный субъект образовательного процесса, цель и результат деятельности. Мы считаем, что решить задачи развития неповторимой индивидуальной личности можно только в процессе разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребёнок будет испытывать удовольствие, ощущать себя индивидуальностью, чувствовать себя защищено и уверенно. В общении с ребёнком необходимо помнить слова известного педагога Я. Корчака: 17 «Каждый ребёнок – это особый мир, и познать его может только тот. Кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи. Не снизойти до ребёнка, а подняться до уровня его понимания. Ребёнок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймёт». Концепция нашего учреждения содержит понятия, позволяющие реализовать принцип развивающего образования и показатели психического развития как становление деятельности, сознания и личности ребёнка (отечественная общепсихологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева): Деятельность. Под деятельностью понимается активность, которая побуждается определённым мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт и результат. В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно: формирование мотиваций, знакомство с многообразными целями деятельности взрослых и их присвоение ребёнком, в том числе в сюжетной игре, овладение различными способами действий. Кроме того, формируется способность оценки результата деятельности, которая может быть по-разному связана с оценкой самого себя. В создание специальных условий для самостоятельных действий детей, наталкивающих на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути решения, будет входить организация следующих видов деятельности: игровая деятельность – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста; познавательная деятельность, результатом которой является новообразование как первичная связная картина мира и расширение кругозора детей; 18 деятельность общения (коммуникация), имеющая разное содержание (личное, деловое) и характер (ситуативный, внеситуативный); разнообразная продуктивная деятельность, направленная на получение продукта или результата; предпосылки учебной деятельности (старший дошкольный возраст). Сознание. Сознание имеет многообразное содержание: это представления, знания, ценности, мысли. Для становления сознания ключевым фактором является развитие речи. Становление сознания связано с присвоением ребёнком культуры. Особым содержанием сознания ребёнка становится его представление о самом себе, а также осознание им целей, мотивов, способов своей деятельности. Содействие становлению сознания включает в себя интегрированную работу по развитию речи, познавательному, интеллектуальному развитию, становлению морального сознания и системы ценностей. Важно использовать приёмы, обеспечивающие возникновение нужной мотивации у большинства детей, появление у них собственных целей, достижение первых успехов, порождающие у детей чувства значимости, компетентности, самостоятельности. Личность. За основу взято представление В.Н.Мясищева о личности как системе трёх основных отношений человека: к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Формирование личности ребёнка – результат его социализации. В процессе сформировать первичную воспитания и идентичность образования личности необходимо как носителя национальной, российской и мировой культуры. В сотрудничестве с семьей сформировать семейную и гендерную принадлежность, развить патриотические чувства детей, осознание принадлежности к своему народу и мировому сообществу. Необходимо формировать бережное и уважительное отношение к продукту труда людей; уважительное, заботливое и ответственное отношение к природе; заинтересованное, эмоционально 19 окрашенное личное эстетическое отношение к произведениям искусства; положительное отношение к соблюдению общепринятых норм и правил. Кроме того, проведённый анализ результатов образовательного процесса дошкольного учреждения, анализ имеющихся условий и выявленных проблем показал, что переход МКДОУ в режим развития должен сопровождаться преобразованиями на нескольких уровнях деятельности: - на уровне методической и управленческой работы ДОУ – создание системы деятельности, направленной на внедрение в педагогический процесс современных развивающих психоэмоционального технологий, комфорта обеспечивающих и гармонизацию создание детско-родительских отношений в дошкольной группе. - на уровне обновление образовательного процесса – содержания образовательного появление новых целей, процесса, модернизация взаимодействия, изменения в компетентности, уровне развития личности всех субъектов образовательного процесса. Обновление содержания образовательного процесса дошкольного учреждения состоит в следующем: - введение в содержание образовательной деятельности познавательноречевого направления системы приёмов, ранее не используемых игровых заданий, упражнений, направленных на оптимальное обеспечение здоровьесбережения, психологического и эмоционального благополучия детей, разностороннее развитие личности каждого дошкольника; - введение в содержание совместной деятельности с детьми специальных упражнений, носящих комплексный развивающий и оздоровительный характер («Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б.Б.Егорова). 20 В основу планируемых изменений в педагогической системе положены принципы, позволяющие внедрить и результативно использовать гибкие организационные формы преобразований в МКДОУ: Принцип научности предполагает использование современных разработок педагогической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном соответствии с их содержанием (трактовка М.М.Поташника); Здоровьесберегающий принцип обеспечивает приоритет укрепления здоровья каждого дошкольника в процессе всех видов деятельности, основанный на целостном представлении о соматическом и психологическом здоровье детей и на устранении стрессогенных факторов, связанных с социальными и климатическими условиями (раскрывает В.Г.Алямовская); Принцип приоритетности развития личности и смысловой сферы ребёнка связан с заботой не только о здоровье, но и о культуре и воспитанности детей, с повышением мотивационной готовности участников образовательного процесса к собственному личностному развитию; саморефлексия (особо пристально рассматривается В.Т.Кудрявцевым, Б.Б.Егоровым, Е.Шулешко); Принцип доверительного сотрудничества субъектов образовательного процесса предполагает активность педагогов, родителей и детей в процессе участия в преобразованиях. Доверительность обеспечивается взаимным уважением, учётом индивидуальных особенностей и потребностей каждого участника процесса развития ДОУ (Т.И.Бабаева, О.Л.Князева); Принцип диалогического общения тесно связан с предыдущим принципом и логически вытекает из него. Диалог предполагает открытость в сотрудничестве, учёт мнений и аргументов каждого субъекта сотрудничества, искренность и взаимопонимание (О.Н.Сомкова, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт). 21 В жизни человека дошкольному детству отведено не так много времени, но от того, как оно прожито ребёнком, зависит физическое и психическое здоровье, развитие его способностей, духовного и интеллектуального потенциала. Поэтому необходимо эффективно использовать этот возраст, который можно назвать возрастом накоплений: создать возможность радостно и содержательно прожить эти годы; обеспечить охрану и укрепление здоровья; способствовать разностороннему и своевременному психофизическому развитию; приобщать к основным сферам человеческой деятельности и культуры: труду, искусству, морали, духовности; выявить индивидуальные способности и качества личности ребёнка и развивать их; создавать условия для полноценного развития личностных начал через механизмы самореализации, самоосуществления, самоактуализации. Приоритетным направлением программы развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Теремок» является создание оптимальных условий для своевременного, полноценного психического и физического развития воспитанников, укрепления их здоровья, формирование эстетически развитой здоровой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребёнка, развитие навыков восприятия самовыражению. различных Выполнение видов данной искусств задачи и способности призвано к обеспечить становление оптимальных базисных характеристик личности современного дошкольника-выпускника, предусмотренных реализуемой программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 22 Реализация задач дошкольного образовательного учреждения предполагает и изменение в образовательной деятельности самих участников образовательного процесса, методического сопровождения. Основными ценностями педагогического коллектива МКДОУ являются: 1. Ответственность за результаты деятельности как каждого из педагогов лично, так и всего коллектива. 2. Уважение к каждому ребёнку, принятие его личностных особенностей, потребностей. 3. Профессионализм. 4.Отношения субъектов образовательного процесса, основанные на взаимоуважении, доверии, результативном сотрудничестве. 5.Оперативность, гибкость и мобильность. 6.Оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования. Это даёт педагогам возможность выбора из практического арсенала мероприятий те, которые для него наиболее оптимальны в плане проявления творчества, активности. 7. Многообразие и оптимальное сочетание средств и методов повышения квалификации, что обеспечивает процесс наращивания знаний, умений, освоения новых способов работы, связанных с целью и задачами программы развития, и возможность обобщить данный багаж знаний. Модель выпускника дошкольного учреждения (Модель разработана для детей в возрасте 7 лет, поступающих в школу) Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, 23 первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребёнка – формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования. Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками: здоровье - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на хронических одно заболевание, заболеваний, снятие снижение частоты синдрома проявлений гипервозбудимости, коррекция функциональных отклонений и отклонений в физическом развитии – положительная динамика; коммуникативная компетентность – умение общаться с взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам; владение русской разговорной речью. физическая компетентность – забота о своём здоровье, желание физического совершенствования с учётом возрастных и индивидуальных возможностей; интеллектуальная компетентность – овладение детьми разными способами решения поставленных задач, умение прогнозировать результат; креативность – отношение ребёнка к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью; 24 любознательность – исследовательский интерес ребёнка; инициативность и самостоятельность – умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов; произвольность – соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей. Умение управлять своим поведением в соответствии с определёнными сформированными у него представлениями, правилами и нормами. Модель педагога детского сада Инновационная и развивающая деятельность поднимает статус дошкольного учреждения. Одновременно повышается требование к педагогу, к его работе в инновационном режиме. Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях важное значение приобретает образ педагога детского сада. Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого и рёбенка. Проанализировав стиль общения педагогов учреждения с детьми, мы пришли к выводу, что они приняли новую тактику общения, основанную на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития. Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат): 1. Профессионализм воспитателя: имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку; 25 свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности; владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей группы; умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода; владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми; проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности; умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе; стимулирует активность детей на занятии, их увлечённость познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала. 2.Проявление организационно-методических умений: использует в работе новаторские методики; включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии; владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности. 3.Личностные качества педагога: 26 имеет чётко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества; обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребёнка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью; владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе; обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей; ведёт работу по организации тесного взаимодействия медикопедагогического персонала учреждения, родителей и социума. Таким образом, обе модели ребёнка-выпускника и педагога отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего. Модель будущего дошкольного образовательного учреждения (как желаемый результат) Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 3 до 7 лет, их социализации и самореализации. Перспектива новой модели учреждения предполагает: эффективную укрепления реализацию здоровья обеспечивающую программы детей условия раннего для развития, и развития воспитания и дошкольного возраста, способностей ребёнка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие; 27 обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования; личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов; расширение участия коллектива, родительского актива в принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения; принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения. Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат): 2. Профессионализм воспитателя: имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку; свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности; владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей группы; умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода; владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми; проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности; 28 умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе; стимулирует активность детей на занятии, их увлечённость познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала. 2.Проявление организационно-методических умений: использует в работе новаторские методики; включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии; владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности. 3.Личностные качества педагога: имеет чётко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества; обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребёнка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью; владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе; обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей; ведёт работу по организации тесного взаимодействия медикопедагогического персонала учреждения, родителей и социума. 29 Таким образом, обе модели ребёнка-выпускника и педагога отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего. 5. Стратегия развития дошкольного учреждения Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2026 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных программы: на создание развитие детского сада. Стратегическая воспитательно-образовательных, цель коррекционно- развивающих и здоровьесберегающих условий в МКДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребёнка к обучению в общеобразовательных учреждениях. Достижение стратегической цели, решение поставленных задач обеспечивается за счёт мероприятий в рамках реализации следующих блоков: «Качество образования», «Здоровье», «Управление», «Кадры». 1. Этапы реализации программы 2016–2017г.г. Организационно-подготовительный этап Цель: Определение возможностей дошкольного учреждения и готовности коллектива детского сада для реализации задач программы развития. Создание банка нормативно-правовых и методико-диагностических материалов. 2017–2019г.г. Коррекционно-развивающий (обновленческий этап) Цель: Развитие образовательного учреждения, оптимизация функционирования детского сада. Апробация новшеств и коррекция отдельных направлений работы 2019- 2020г.г. Аналитическо-информационный этап 30 Цель: Внутренняя и внешняя экспертная оценка достижений. Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии образовательной системы Блок «Качество образования» 1. Разработка основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детский сад «Теремок» - 2016г. 2. Разработка программ кружковой работы – 2016г. 3. Пополнение предметно-пространственной среды учреждения 2016-2018гг. Осуществить пристройку музыкального (совместно с физкультурным) зала. Оборудовать двор – 2017г. 4.Реализация мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов МКДОУ, что в свою очередь, способствует повышению качества образовательной услуги. 5. Внедрение парциальных воспитательно-образовательных программ (по гендерному воспитанию «Я и ТЫ» Л.Гусаровой, «Отчий дом» Х.Тагировой)2016-2017гг. 6. Построение целостной системы дифференцированной работы педагогов с детьми с 3 лет до 7 лет по развитию индивидуальных способностей в разных видах деятельности (в течение всего периода). 7. Создание предпосылок для успешной адаптации выпускников МКДОУ к обучению в школе. 8.Освоение диагностических методик в соответствии с ФГОС ДО. Блок «Здоровье» 31 1. Мониторинг качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения (2016-2020гг.). 2.Организация распространения положительного опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения и семей воспитанников – 2017г. 3. Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости воспитанников и сотрудников МКДОУ - 2018г. 4.Мониторинг эффективности работы МКДОУ по профилактике заболеваний(2016-2020гг.). Блок «Управление» 1.Приведение нормативно-правовой базы МКДОУ в соответствии с ФЗ-273 «ОБ образовании в РФ» и ФГОС дошкольного образования – 2016г. 2. Создание условий для расширения возможностей использования ИКТ в процессе управления детским садом и в повышении качества образовательного процесса – 2017г. 3.Привлечение различных источников финансирования (бюджетные и вне бюджетные средства) – 2017г. 4.Создание эффективной системы управления на основе анализа и регулирования процессов нововведения – 2018г. Блок «Кадры» 1.Разработка плана по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала ДОУ – 2016г. 2.Реализация стимулирования инновационной деятельности и стремления к повышению своей квалификации – 2017г. 32 3. Реализация курсовой подготовки педагогического персонала детского сада по вопросам ФГОС ДО – 2016г. 4.Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы, участие в районных методических объединениях – 2017-2020 гг. 5.Определение перспективных направлений деятельности по повышению профессионального уровня сотрудников МКДОУ – 2019г. 6.Анализ эффективности мероприятий, направленных на социальную защищённость работников учреждения – 2020г. 7.Обучение педагогов современным взрослыми и (технологии детьми технологиям взаимодействия проектирования, со информационные технологии) – 2016-2020гг. 8.Информатизация образовательного процесса в МКДОУ: - приобретение мультимедийного оборудования - постоянное обновление материала сайта МКДОУ - активное использование компьютерной техники в рамках образовательного процесса (в течение отчётного периода). 9. Мероприятия по аттестации педагогического персонала: - изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуру аттестации педагогических и руководящих работников - повышение квалификационной категории педагогического персонала учреждения (В течение отчётного периода). Ожидаемые результаты: 33 Обеспечение равных возможностей для получения дошкольного образования. Реализация ФГОС ДО. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитательно-образовательной работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников. Внедрение здоровьесберегающих технологий. Обеспечение психофизического благополучия детей в условиях ДОУ, социальной адаптации к социуму, развивающему общению с взрослыми и детьми. Достаточно высокий уровень общего, интеллектуального, эмоционально и волевого развития воспитанников, закрепление человеческих начал личности, развитие способностей, коммуникативности, доброты, эмоциональной отзывчивости. Изучение и обобщение опыта работы педагогов по воспитанию и обучению дошкольников. Улучшение материально-технической базы. Построение современной предметно-развивающей среды. Нормативно-правовое обеспечение деятельности ДОУ В своей деятельности коллектив МКДОУ руководствуется нормативноправовой базой: Международно-правовые акты: · Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изм. и доп.); · Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89, вступила в силу для СССР 15.09.1990); · Декларацией прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959). Законы РФ: · Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.); · Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 №223 ФЗ (с изм. и доп.); · Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изм. и доп.); 34 · Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Документы Федеральных служб: · Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (Утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от15 мая 2013 г. N 26). Нормативно-правовые документы Минобразования России: · Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 35