Дистанционное образование в ДОУ.
Методические рекомендации
Введение
Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем,
обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования Условия самоизоляции изменили жизнь
детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста: и посещающие, и не посещающие дошкольные
образовательные организации, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания
основных образовательных программ дошкольного образования без возможности
непосредственного взаимодействия с педагогом.
Перед родителями соответственно встает проблема семейного воспитания. В этом случае, встал
вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющим детей раннего и дошкольного
возраста, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам
воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием
дистанционных технологий. В связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат
взаимодействия всех членов педагогического процесса. В сложившихся условиях деятельность
педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на
дистанционный режим. Данные методические рекомендации помогут педагогам, желающим
шагать в ногу со временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения детей
дошкольного возраста с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
1.Нормативные основы деятельности.
Вашему вниманию предлагается перечень нормативных правовых актов, необходимых при
организации дистационного обучения:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
- учет письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года
N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
- учет письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года
№ ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных
профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного
обучения и в сетевой форме)». При внедрении и использовании дистанционных образовательных
технологий в образовательную деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать:
- требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;
- требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями).
Согласно пункту 4.20 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
организация и режим занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной
техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические
требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к
развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии
использования ПЭВМ с детьми с 5 лет. Вместе с тем санитарно-эпидемиологические требования к
просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе компьютера в
процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны.
2.Основные понятия.
Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с
педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий,
которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению
образовательных программ.
Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной
форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют
задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в
процессе выполнения творческого задания.
Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
являются:
i.
ii.
iii.
iv.
принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам
образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной
информации непосредственно по месту жительства;
принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических,
организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной
траектории обучающегося;
принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех
участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной
среды;
принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать
в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.
Главная цель дистанционного обучения - предоставить ребенку возможности получить
образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям
обучающихся.
Задачи:
- Удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования - Повышение
качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий
- Предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ
непосредственно по месту их жительства или временного пребывания
- Усиление личностной направленности образовательного процесса
- Обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их
компетенции
Особенности дистанционного обучения дошкольников:
1.Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от родителей и ребенка наличие мотивации к
получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать
ребенка в получении знаний;
2. Ответственность родителей. Ребенок не имеет необходимых навыков самостоятельности,
самоорганизации и усидчивости. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть
учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает совместно с родителями, что не
исключает самостоятельного выполнения части заданий.
3. «Плюсы» и «минусы» дистанционного обучения (ДОТ)
Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
1. Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;
2.Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня
наиболее продуктивен для занятий;
3.Возможность контролировать круг общения ребенка;
4.Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;
5.Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке
мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету;
6.Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудиолекции, тесты, задания и т.д.
Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
1. Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность
посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний
будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и
усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;
2. Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его
воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и
формирует отношение к окружающим людям и миру;
3.Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных
условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);
4.Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые
навыки коммуникации в обществе и социализации в обществе
5.В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за
компьютером.
Выделяются 3 направления деятельности ДОО с использованием дистанционных технологий:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) с целью
повышение уровня их педагогической компетентности в вопросах воспитания, развития и
образования детей.
- Практические рекомендации по содержательному наполнению и организации процесса освоения
воспитанниками ДОО содержания основной образовательной программы дошкольного
образования.
- Оказание необходимой помощи родителям (законным представителям) в области реализации
мероприятий коррекционной направленности. При организации деятельности ДОО в режиме
консультирования запрещается:
- Требовать от родителей отчетов о выполнении с ребенком в полном объеме всех
рекомендованных активностей.
- Размещать на странице Сайта и в специальных группах в социальных сетях информацию,
содержащую персональные данные участников образовательного процесса
4.Технические условия.
В соответствии с техническими возможностями определяется набор электронных ресурсов и
приложений.
Основное условие – наличие ПК, телефона ( или других форм связи) и доступа к интернету.
Родители могут воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к интернету (телефон,
планшет, ноутбук, ПК). Педагогу лучше иметь персональный компьютер или ноутбук с выходом в
интернет, но можно пользоваться и телефоном, которого будет достаточно, чтобы создавать и
использовать простейшие, доступные для дошкольников, ресурсы и задания; предоставлять
родителям текстовые, видео или аудио консультации, организовывать обратную связь.
Мессенджеры Viber, WhatsApp, Telegram, используются для непосредственного общения
педагогов и родителей, обсуждение вопросов обучения детей индивидуально или в открытом
пространстве.
5.Содержание деятельности. При реализации образовательной программы дошкольного
образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях
применяются разные модели обучения:
- обучение в режиме онлайн (электронное обучение);
- дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
- самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную
почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
На информационных ресурсах рекомендуется размещать следующие материалы:
Для родителей
- Рекомендации о создании в домашних условиях среды, способствующей развитию ребенка,
укреплению его здоровья.
- Советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам.
- Ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет.
- Информация о изучаемом содержании дошкольного образования.
- Новости и анонсы предстоящих видео- семинаров для родителей, архивные материалы
прошедших мероприятий.
Для детей
- Содержательные подборки различных детско-взрослых активностей по темам недели, по
направлениям детского развития (тексты художественных произведений для чтения детям,
презентации, электронные игры, головоломки, раскраски, карты и схемы изготовления поделок и
построек, рекомендации по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики и
др).
- Информация о проводимых конкурсах, образовательных акциях и материалы по результатам их
проведения. Например, родителям можно предложить прочитать детям русские народные сказки и
записать аудиофайл. Затем, на информационной странице можно создать тематическую
библиотеку аудиофайлов «Читаем сказки всей семьей». - Выставки детских творческих работ.
Например, предложить родителям вместе с детьми понаблюдать процесс весеннего пробуждения
природы, сделать зарисовки. Затем можно оформить выставку детских рисунков «К нам весна
шагает». Информация о изучаемом содержании дошкольного образования на ресурсе может быть
структурирована по-разному:
¾ По принципу адресного соответствия возрасту, когда педагоги каждой возрастной группы на
своей станице выкладывают информацию, актуальную для изучения детьми данной группы;
¾ По основным направлениям развития ребенка или видам деятельности, когда содержание ООП
дошкольного образования модульно делится между всеми педагогами детского сада;
¾ Блоками, в соответствии с традиционными для всего детского сада событиями. Суть
дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность
смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить
задания. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе.
Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в
процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные
знания. Кратность обновления информации может быть разной, в соответствии с выбранной
тактикой. Например, 1 раз в неделю выкладывается весь материал в соответствии с изучаемой
темой. Или, каждый день выкладываются материалы, помогающие включить в деятельность детей
до тех новых видов активности. Рекомендации для родителей могут размещаться на сайте
образовательной организации и в социальных сетях, специально организованных группах и
сообществах. А так же на специально созданных сайтах педагогов. Материалы, размещенные на
сайте (социальных сетях) не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
6. Деятельность педагога в системе дистанционного обучения. Педагог несет ответственность за
качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и
содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением,
сервисами сети Интернет, также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и
знанием особенностей построения образовательного процесса в виртуальной среде. Условия
проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и
обучающегося. Существуют два вида режима: Offline - местонахождение и время не является
существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме; Online –
обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у
автоматизированного рабочего места. Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в
методическую копилку Виртуального детского сада (электронный ресурс) и заказчик (родитель
(законный представитель) обучающегося) может воспользоваться им в любое удобное для себя
время самостоятельно. Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее
составленному расписанию, согласованному с родителями.
Литература:
1. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной
организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития
образования, 2016. – 72 с.
2. Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к
реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В.
Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин
//Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий
государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-ТянШанского", 2017. №3(4). - С. 94-111.
3. Н. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном
образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин
//Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С.
3-14.
4.Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием
дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/ . Интернет-ресурс